Как в Калининграде убивали «Новые колёса»

На днях Совет по правам человека при президенте РФ предложил создать единую базу данных задержанных, доступную их адвокатам и родственникам. Ведь тогда проблема с «исчезновением заключённых» решится сама собой. Однако силовики инициативу СПЧ не поддержали – МВД и ФСБ выступили против.

Исчез подсудимый

А пока единой базы нет, будут происходить истории, подобные случившейся недавно с калининградским журналистом, редактором газеты «Новые колёса» Игорем Рудниковым. С 1 ноября 2017 года Рудников находится в заключении по обвинению в вымогательстве у руководителя регионального следственного комитета генерала Леденёва. Начало судебного процесса всё время откладывается, а человек уже 15 месяцев томится в тюрьме.

И вот на 24 января 2019 в суде Санкт-Петербурге было назначено предварительное слушание. Появилась надежда, что это скандальное дело наконец сдвинется с мёртвой точки. Однако Рудников в суде так и не появился. О том, где находится подзащитный, не знал даже его адвокат Тумас Мисакян. Он специально прибыл на процесс в Северную столицу из Москвы. И был в шоке – его доверителя не доставили в суд! Заседание было отложено до 14 февраля. На сайте Московского районного суда Петербурга сообщили, что заседание перенесли из-за «недоставления» подсудимого.

Всё это вызвало обеспокоенность земляков Рудникова, его друзей и соратников. В соцсетях активно обсуждался вопрос – куда исчез редактор «Новых колёс»? А руководство УФСИН в это время отмалчивалось.

-обмена-1 Как в Калининграде убивали «Новые колёса»
Игорь Рудников. 1 февраля, видео из СИЗО-1 (Калининград)

«Особо опасный» журналист

Ситуация прояснилась только 1 февраля в Калининградском областном суде, где решался вопрос о закрытии газеты «Новые колёса Игоря Рудникова» по иску Роскомнадзра. Игорь с экранов мониторов рассказал, что сам не знает, почему его не повезли в Питер. Может лишь предполагать, что проблемы возникли из-за необходимости транзита через Москву «Я же иду по категории «особо опасных преступников». Должен быть конвой – не менее восьми человек», – пояснил журналист. Ещё Игорь Петрович заметил, что в последнюю неделю его перемещали из камеры в камеру. За два дня он поменял три «одиночки»! Хотя последние 4 месяца провёл в одной. С чем это связано, он тоже не знает.

Косяки «непреодолимой силы»

Что касается самого заседания по иску Роскомнадзора, то оно могло вообще не состояться. Ведь все процессуальные сроки уже прошли! Согласно ст. 16 закона РФ «О средствах массовой информации» (от 27.12.1991 № 2124-1) основанием для прекращения деятельности СМИ являются два письменных предупреждения, вынесенные Роскомнадзором в течение 12 месяцев. Первое газета получила 1 февраля 2018 года, второе – 5 февраля.Следовательно, 1 февраля 2019 года срок привлечения к ответственности уже истёк.

Кроме того, в тот же день (1 февраля) в 10 часов в Центральном районном суде исправляли ошибки, допущенные ранее в судебных решениях. Речь идёт о поправках в регистрационных документах «Новых колёс», которые были представлены Роскомнадзором. Например, в одной бумаге значится, что учредителем газеты «Новые колёса Игоря Рудникова» является Юрий Грозмани. Хотя он никогда им не был.

Так вот! Уже через час, опираясь на эти решения (которые вступят в силу только через две недели) судья облсуда Елена Кулешова приступила к рассмотрению иска о закрытии газеты.

Ближайшее окружение президента

-1-847x1024 Как в Калининграде убивали «Новые колёса»
Михаил Золотарёв в областном суде

Представитель Рудникова Михаил Золотарёв не стал заострять внимание на процессуальных моментах. По его словам, «ошибки и неточности в данном политическом деле – это пшик. Самый главный вопрос – действует в России 29 статья Конституция РФ или нет. Свобода слова есть – либо её нет?»

По мнению Золотарёва, «преследование Рудникова осуществляется руководством страны во главе с Путиным Владимиром Владимировичем и его ближайшим окружением – в лице бывшего охранника, бывшего начальника управления УФСБ по Калининградской области Евгения Зиничева и его ставленника в Калининградской области очень молодого губернатора Антона Алиханова».

Своё мнение Михаил Золотарёв довёл до сведения судьи Елены Кулешовой – в присутствии журналистов и просто слушателей, пришедших на заседание суда 1 февраля (20 человек).

Отвод судье

– После появления в области Антона Алиханова началось преследование свободной прессы, – продолжал резать правду-матку Михаил Юрьевич. – В апреле 2018 года (после окончания кампании по выборам президента РФ) силовыми методами было прекращено издание «Новых колёс». Два известных независимых журналиста – Борис Образцов и Игорь Рудников –сейчас находятся за решеткой. Возбужденно уголовное дело в отношении офицера запаса Александра Захарова, который печатался в «Новых колесах». Соучредитель «НК» Светлана Березовская вынуждена была уехать из страны и просить политического убежища в Швеции.

Золотарёв также заявил отвод судье Кулешовой – в связи с «сомнениями в беспристрастности» местной Фемиды, которые высказал ещё в ноябре 2018 года и.о. председателя Калининградского областного суда Николай Ларин(Речь идёт о смене подсудности дела Рудникова и Дацышина).

– Судья Кулешова иную позицию по этому вопросу не выразила, значит, согласилась с Лариным, – констатировал Золотарёв. – Считаю, заседание по закрытию газеты «Новые колёса» следует перенести в другой регион.

Этих – не снимать…

…Однако Кулешова откладывать закрытие СМИ в долгий ящик не стала и в отводе самой себя – отказала. А вот вести в суде видео-и фото-съёмку великодушно разрешила. Правда, с оговоркой – не снимать судью, секретаря и представителя Роскомнадзора Юрия Казакова. Видимо, лица данных граждан представляют собой «особо охраняемую государственную тайну». Ст. 29 Конституции Российской Федерации гласит: «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». Ограничения касаются лишь сведений, составляющих государственную тайну.

_слова-2-900x1024 Как в Калининграде убивали «Новые колёса»

– Вы не возражаете, чтобы вас снимали? – спросила судья представителя Роскомнадзора Юрия Казакова.
– М-м-м… – замялся чиновник. – Вообще – возражаю…

Секретный рапорт ФСБ

Впрочем, тайн в последнее время становится всё больше. Ведь предупреждения Роскомнадзора тоже возникли из-за секретов, якобы разглашённых газетой «Новые колёса». Первая претензия была к статье «Секретный рапорт ФСБ. Поляки вывозят российский бензин, чтобы заправлять американские танки» (№570 «НК» от 19 октября 2017 года).

Суть дела такова: осенью 2017 года в «Новые колёса» обратился владелец компании по продаже дизельного топлива Виктор Руденок. В редакции Руденок рассказал, что в отношении него безосновательно и незаконно возбудили уголовное дело, проводили обыски, изъятия имущества и т.д. В качестве доказательства он предъявил рапорт оперуполномоченного отдела ФСБ в Багратионовске Калининградской области старлея В.В. Земскова – начальнику УФСБ по Калининградской области генерал-майору Е.Н. Зиничеву (ныне – глава МЧС РФ). В рапорте говорилось об оперативно-розыскном мероприятия (проверочная закупка неким лицом 20 литров топлива стоимостью 598 рублей), проведённом сотрудниками ФСБ 11 ноября 2015 года.

Придворные тайны

Каким образом рядовое, совершенно несекретное уголовное дело (Руденка подозревали в оказании услуг ненадлежащего качества) оказалось в зоне интересов такой структуры как ФСБ, остаётся загадкой. С момента написания пресловутого рапорта Зиничев успел покинуть пост начальника УФСБ, сел ненадолго в кресло губернатора Калининградской области, а затем занял место главы МЧС РФ. В судьбе Руденка тоже произошли изменения. Уголовное дело в отношении него прекратили – в связи с отсутствием состава преступления. Причём, с правом на реабилитацию и возмещение вреда. Однако именно публикация этого рапорта стала главным аргументом Роскомнадзора. 1 февраля 2018 года газета получила предупреждение о том, что фотокопия рапорта старлея ФСБ  Земскова разгласила «тайну следствия».

Адвокаты тянули жребий

Согласно второму предупреждению (5 февраля 2018 года), газета тоже разгласила тайну следствия – но уже другую. В небольшой заметке «ФСБ изолировала Игоря Рудникова от внешнего мира», опубликованной 14 декабря 2017 года («НК» № 578) была информация об очной ставке 15 декабря 2017 года между Рудниковым и Леденёвым. Однако, по мнению Юрия Грозмани, исполняющего обязанности редактора, очная ставка – это лишь формальный предлог. «На самом деле статья в газете ни на что не повлияла, – считает Грозмани. – Суть претензий заключалась не в самой очной ставке, а в другом. 1 декабря 2017 года Рудникова этапировали из Калининграда в Москву, в тюрьму Лефортово. Журналисты «Новых колёс» очень переживали, как и что там сложится. Я несколько раз звонил в Москву адвокату Игоря Тумасу Мисакяну. Он рассказал о своих действиях и, в том числе, о том, что состоится очная ставка между Рудниковым и Леденёвым. Но он не мог перед очной ставкой поговорить с Игорем Петровичем. Оказалось, чтобы попасть в Лефортово к своему подзащитному, Мисакян вынужден был тянуть жребий. Причём, с периодичностью – через две недели, через 10 дней. На 150 заключённых всего 5 комнат для свиданий! Адвокаты не имели возможности общаться с подзащитными, что нарушало конституционные права заключённых. Именно это обстоятельство и вызвало такой гнев и неудовольствие властей».

-судей-1024x698 Как в Калининграде убивали «Новые колёса»
Два предупреждения Роскомнадзора редакция “НК” пыталась оспорить в суде. Но – тщетно. 19 декабря 2018 года судебная коллегия в составе председательствующего Костикова С.И., судей Ткач Е.И. и Шкуратовой А.В. оставила в силе отказ судьи Тращенковой снять с «НК» предупреждение от 1 февраля 2018 года. После этого закрытие газеты стало лишь делом техники.

“Это удары палача!”

_1 Как в Калининграде убивали «Новые колёса»

Но вернёмся в зал областного суда – на заседание 1 февраля 2019 года.

– Ваша честь! – обратился Рудников к судье. – Считаю иск Роскомнадзора – незаконным. На предыдущем заседании представитель Роскомнадзора Казаков сделал заявление, что это ведомство не преследует цель закрыть газету. Мол, цель предупреждений – исключить нарушения в дальнейшем. А теперь получается, что он обманул суд? В данном случае его структура действует как карательный орган. Это удары палача – топором! Роскомнадзор не только злоупотребляет своими полномочиями, нарушает Конституцию, но выступает против государства, ведёт подрывную деятельность… На весь мир демонстрируется, что в России нарушаются элементарные права и свободы граждан. Прежде всего – право на свободу слова и распространение информации. Преследуются журналисты и СМИ. Вот чего достигает Роскомнадзор своим обращением! Эта структура просто «расстреливает» журналистов, «убивает» газеты. На деньги российских граждан существует орган, который уничтожает независимые СМИ. Сейчас он представляет интересы группы лиц, которым не нравится, что граждане узнают о фактах коррупции, о нарушениях закона. Принцип действия: пистолетный выстрел – и всё! Уважаемый суд! Хотя бы из уважения к Конституции России, прошу отказать Роскомнадзору в удовлетворении иска.

«Мы некомпетентны…»

Однако Казаков стоял на своём – требования главы Роскомнадзора Шахова законны и обоснованы. Судья спросила у чиновника: «Газета «Новые колёса» сейчас выходит?» На что он ответил: «Мы не знаем, не компетентны в этом вопросе».

Как говорится – без комментариев.

После того как стороны высказались, судья долго читала дело, медленно перелистывая страницы и пристально вглядываясь в текст. Все поняли – слуга Фемиды закроет издание. И точно! После 10-минутного перерыва Кулешова объявила вердикт – прекратить деятельность газеты «Новые колёса Игоря Рудникова».

Правосудию вход запрещён

 Как в Калининграде убивали «Новые колёса»
И.о. редактора газеты “Новые колёса Игоря Рудникова”

После заседания Юрий Грозмани, и.о. редактора «Новых колёс», прокомментировал решение суда. «Уже больше года мы присутствуем на заседаниях судов, связанных с Рудниковым, где такое слово, как правосудие, вообще не уместно. – тяжело вздохнул Грозмани. – Ни разумные доводы защиты, ни аргументы Рудникова – не берутся во внимание. Началось всё 3 ноября 2017 года, на заседании по определению меры пресечения для Игоря Петровича.
В Центральном районном суде Калининграда мы были свидетелями великолепной речи замечательного адвоката – Олега Вышинского. Уже не возникало сомнений, что судья примет справедливое решение. Ударит молоточком, как в американских фильмах, и скажет: «Освободить задержанного в зале суда!» Но этого не случилось. Вот так с тех пор всё и идёт…

P.S. Решение Калининградского областного суда будет оспорено в Верховном суде РФ.

В подарок NKPRESSA

Если вам понравилась эта публикация, пожалуйста, помогите выжить сайту NKPRESSA. Номер карты “Сбербанка” 4276 2000 1027 4012. Привязана к номеру +7-911-472-47-19.